Елена Карпюк, ведущий специалист корпоративного права Umbrella Group рассказала, о юридический и бухгалтерских тонокстях при открытии своего бизнеса.
Действующее законодательство предполагает гражданам выбор: зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя, самозанятого или открыть собственную компанию.
Самозанятые
Налоговые ставки. Этой категории граждан государством гарантированы определенные налоговые ставки, которые не будут увеличивать в течение 10 лет. При работе с физическими лицами ставка составит 4%, при работе с юридическими лицами – 6%. Сумма налога рассчитывается автоматически, при поступлении оплаты, самозанятый вписывает сумму и формируется чек, который можно отправить покупателю по электронной почте или распечатать.
Регистрация. Для того чтобы зарегистрироваться в качестве самозанятого, нужно скачать приложение «Мой налог». Для этого потребуется либо ИНН и пароль от личного кабинета налогоплательщика, либо номер телефона и паспорт, либо войти через учетную запись на Госуслугах.
Плюсы. Самозанятым не нужны онлайн-кассы, бухгалтер, консультации юристов. Нет фиксированных страховых взносов, не нужно сдавать отчетность в налоговую. Закрыть бизнес можно также через приложение.
Минусы. Это относительно новая форма ведения бизнеса, поэтому во многих регионах не все к ней привыкли. Некоторые крупные компании могут предпочесть работать с индивидуальными предпринимателями или компаниями, хотя на это и нет законодательных ограничений. Также трудности могут возникнуть и при реализации внешнеэкономических сделок. Если вы больше нигде не работаете и работодатель и вы сами не производите пенсионные начисления, то в будущем ваша пенсия может быть маленькой.
Для кого этот режим. Основное ограничение связано с количеством видов деятельности. Это форма ориентирована на тех, кто занимается услугами. Также этим режимом могут воспользоваться те, кто сдает жилое помещение в аренду, занимается производством своего собственного продукта. При этом доход самозанятого не может составлять более 2,4 млн руб. в год.
Кому откажут. Эта форма не подойдет для лиц, занимающихся перепродажей товаров, реализацией транспортных средств, имущества, ценных бумаг, подакцизных, лицензионных товаров или подлежащих обязательной маркировки. Также пользоваться этим режимом запрещено нотариусам, адвокатам, медиаторам, оценщикам и лицам, кого трудоустроены наемные работники. Кроме того, вы не сможете такие же услуги той организации, где до этого работали.
Индивидуальный предприниматель
Налоговые ставки. По умолчанию - основная система налогообложения. Также можно подать заявление об использовании упрощенной системы налогообложения. Если ваши расходы составят более 80% от доходов, то можно использовать вариант: «доходы минус расходы». Также можно использовать патент, нужно посоветоваться, выгоден ли такой режим в данном конкретном случае или нет. Он распространяется не на все виды деятельности.
Регистрация. Сейчас процедура регистрации достаточно проста и занимает три рабочих дня, не считая дня подачи. Она осуществляется по принципу одного окна. Можно лично посетить налоговую инспекцию, в Новосибирской области – это будет межрайонная ИФНС России №16. Для этого необходимо заявление, квитанцию об оплате госпошлине 800 руб., копия паспорта, при необходимости заявление на УСН и патент.
Плюсы. Несложная и быстрая процедура открытия и закрытия ИП. Можно заниматься всеми видами деятельности, в отличие от самозанятых. Расходы на регистрацию ИП меньше, чем на открытие юрлица. Нет обязанности вести бухгалтерский учет. Возможность налоговых каникул в некоторых регионах.
Минусы. Индивидуальные предприниматели несут ответственность по долгам своим имуществом, в том числе и как физические лица. Конечно, последнюю квартиру забрать не смогут. Для найма работников нужно встать на учет в качестве работодателя. Необходимо платить взносы в ПФР, даже если ИП не получает доход. Необходимость сдавать отчетность вовремя, иначе налоговая может прекратить статус ИП принудительно. ИП не могут получать некоторые лицензии, например, на торговлю крепким алкоголем. ИП не могут получить медицинскую лицензию на найм работников. Необходимость онлайн-кассы. Не подходит для совместного бизнеса, так как ответственность будет нести один. Бизнес, который ведется в качестве ИП, не наследуется.
Общество с ограниченной ответственностью
Налоговые ставки. По умолчанию - основная система налогообложения. Также можно подать заявление об использовании упрощенной системы налогообложения.
Регистрация. Регистрация осуществляется в те же сроки, что и для индивидуальных предпринимателей. Но требуемых документов гораздо больше и между ними не должно быть никаких противоречий, поэтому многие для этих целей привлекают юриста. Также нужно определиться с уставом, директором и учредителями. Для этого нужно заявление, при двух и более учредителей нужно решение или протокол, квитанция об оплате госпошлины, гарантийное письмо (согласие) собственника помещения по юридическому адресу. При необходимости заявление о переходе на УСН. Документы нужно предоставить регистрационный орган по месту регистрации. При этом должны присутствовать все учредители, либо заявление должно быть подписано в присутствии нотариуса. Нельзя подписывать заявление заранее, только в присутствии налогового инспектора.
Названия компаний могут совпадать. Но нельзя использовать слова, которые схожи с «Российская Федерация» и другими названиями стран, а также госорганами и госструктурами.
Плюсы. Нет ограничений по видам деятельности и получать различные лицензии. При отсутствии деятельности не нужно платить налоги, но нужно сдавать в налоговую нулевую отчетность. Регистрация товарного знака. Компанию можно подарить, продать, унаследовать. В любой момент в ООО можно ввести новых участников. Проще взять кредит и имущество в лизинг. Главный плюс: долги компании не являются личными долгами ее учредителей, только в рамках уставного капитала. Минимальная его сумма – 10 тыс. руб. Лишь при банкротстве и наложении субсидиарной ответственности может быть взыскано личное имущество.
Минусы. Более значительные расходы при регистрации. Кроме госпошлины в 4 тыс. руб., обычно приходится оплачивать аренду офиса для получения юрадреса. Зачастую уже на первом этапе требуется помощь бухгалтера. Прибыль компании – это не ваша личная прибыль. Деньги компании тратить по своему смотрению нельзя. Сначала все налоги и расчеты должна произвести компания, потом в виде дивидендов вы можете получить деньги, но нужно уплатить НДФЛ. Необходимость следить за достоверностью юрадреса, так как при проверке налоговой компанию могут добавить в черный список. Через полгода компания может быть исключена из ЕГРЮЛ. Сложная процедура закрытия компании, которая может растянуться на несколько месяцев .но и бросить компанию нельзя.